Памятники архитектуры и монументального искусства Дубровского района.


ГОЛУБЕЯ.ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, сер. 19 в.

Расположена на высоком берегу Десны в центре древнего села, доминирует в окружающем ландшафте. Построена в 1844 г. по заказу и на средства помещика графа В.Д. Олсуфьева вместо прежней, деревянной, известной с 1600 г.; в 1869 г. после пожара отремонтирована. Один из ранних образцов культового зодчества русского стиля на Брянщине, подражающих памятникам архитектуры домон-гольской Руси.

Крестово-купольный четырехстолпный и одноглавый храм с тремя апсида-ми и притвором сооружен из кирпича и не оштукатурен. Его крупный кубический объем с полукруглыми пониженными апсидами имеет четырехскатную кровлю, отличающую его от прототипов с позакомарным покрытием; световой цилиндрический барабан с пологим куполом увенчан маленькой главкой. Оригинален высокий притвор, примыкающий с запада к центральному пряслу куба: он завершен цилиндрическим покрытием, в открытой на фасад арке которого устроена звонница с балюстрадой. вид.Щелкни по иконке, чтобы большая картинка открылась в новом окне

Лаконичный декор фасадов составляют членящие стены на три прясла граненые полуколонки с массивными импостами, пояс из двух рядов выпу-щенной кладки на уровне середины высоты здания и ступенчатый карниз, венчающий фасады, апсиды и барабан. Арочные проемы и ложные окна прясел храма, притвора, а также барабана обрамлены простым выступом кладки сзамком. Главный, западный вход украшен порталом с килевидным фронтоном и круглой нишей над ним.

В интерьере храма четыре квадратных столба, связанные между собой и со стенами подпружными арками, несут при помощи парусов барабан с куполом и плоские перекрытия боковых ячеек. Три проема ведут в апсиды алтаря, перекрытые конхами и соединенные между собой узкими проходами (в северной придел Афанасия и Кирилла Александрийских, в южной - Воскресения). Деревянная лестница в притворе поднимается к звоннице, имеющей цилиндрический свод. Внутреннее убранство храма, включая иконостас с иконами и утварь, относится к 19-20 вв.

ДАВЫДЧИЧИ.ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, кон. 18-19 в.

Расположена на возвышении в центре села. В 1733-38 гг. здесь была построена деревянная церковь Рождества Богородицы по заказу помещика, капитана князя Г.М. Засекина. В 1787 г. она сгорела и на ее месте на средства прихожан, крестьян и князей Засекиных в 1799 г. возведена новая из того же материала.

В 1844 г. устроен северный придел Александра Невского, а в 1885 г. возведена колокольня. Во время капитального ремонта (1887-1900) здание было перестроено и получило современный облик. Стены рублены из бревен, снаружи обшиты тесом, а вну-три оштукатурены, основание кирпичное. Один из своеобразных памятников деревянного зодчества области, купольный храм с центрической композицией в виде равноконечного креста, во многом следующий формам архитектуры классицизма. Основной объем с широкими и короткими прямоугольными рукавами креста, покрытыми двускатными кровлями, увенчан в центре шестнадцатигранным барабаном с высоким граненым куполом и глухим восьмеричком. С западной стороны к нему примыкает удлиненная паперть с четырехгранным ярусом звона, прорезанным широкими арками и завершенным граненой купольной кровлей с луковичной главкой.
вид.Щелкни по иконке, чтобы большая картинка открылась в новом окне

Скромный фасадный декор рубежа 19-20 вв. состоит из горизонтальной и вертикальной тесовой обшивки стен, тонких накладных досок на углах объемов и карнизов с фронтонами над рукавами креста. Среди прямоугольных окон с про-стыми обрамлениями выделяются широ-кие проемы рукавов креста и апсиды со срезанными верхними углами и дробной расстекловкой в духе модерна. Арочные проемы звона украшены балюстрадами.

В интерьере доминирует центральная часть с барабаном на плоских парусах и куполом. Боковые рукава креста, в которых устроены приделы Александра Невского (северный) и Ильи Пророка (южный), алтарь и паперть, имеют плоские перекрытия. С запада входное крыльцо ведет на паперть, где находится лестница к звону; северный придел имеет отдельный вход с запада.

Росписи в центральном объеме, алтаре и приделах относятся к сер. 20 в., а утварь храма - к кон. 19-20 в.

РЕКОВИЧИ.ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ, 2-я четв. 19 в.

Расположена на высоком крутом берегу р. Рековлянка, в центре села. Построена в 1837-46 гг. на средства помещицы А.Б. Озеровой вместо прежней, деревянной, известной с 17 в. К настоящему времени утрачены перекрытия и завершения храма, а также верх колокольни. Кирпичное и оштукатуренное здание является характерным примером провинциальной культовой архитектуры позднего классицизма.

Основная часть церкви представляет собой слегка вытянутый с севера на юг прямоугольный в плане объем с высту-пающей полукруглой апсидой, который прежде венчал граненый световой барабан с куполом.

Широкая трапезная с запада заканчивается более узким притвором с небольшими помещениями по сторонам главного входа, над которым первоначально возвышалась ярусная колокольня.

Строгий и лаконичный декор фасадов состоит из шестипилястровых портиков (крайние пилястры сдвоены) с фронтонами на торцах основного объема и упрощенных антаблементов в завершении стен. Рустовка выделяет углы трапезной, ложные арки в центре ее боковых сторон и арочный входной проем притвора. Оконные проемы (арочные у основного объема и алтаря и прямоугольные у трапезной) с местами сохранившимися ажурными коваными решетками имеют лишь уступы по периметру и прямоугольные ниши внизу или вверху. Над окнами притвора - круглые проемы второго света.

Основное помещение с четырьмя пилонами, у которых срезаны внутренние углы, соединено широкими проходами с апсидой, трапезной и боковыми узкими частями в торцах объема храма. В трапезной существовал придел Николая Чудотворца.

ТРЕХБРАТСКОЕ.ПАРК УСАДЬБЫ ТРЕХБРАТСКОЕ, 2-я пол. 18-19 в.

Расположен напротив села, на правом, восточном берегу р. Сухопёрка, выше плотины, образующей большой пруд, вытянутый с севера на юг. Усадьба создавалась во 2-й пол. 18 в. одновременно с небольшим регулярным парком. В 1-й трети 19 в. была устроена плотина с водосбросом; тогда же пруд получил существующие очертания, а парк был значительно
расширен (протянулся вдоль всего берега). К этому времени относятся и преобразования (изменение рельефа и дополнительная посадка растительности) на противоположном, западном берегу, выполненные в традициях формирования ландшафтных парков. Во 2-й четв. 20 в. парковые павильоны и усадебные постройки утрачены. В 1965 г. на месте сгоревшего главного дома сооружен детский санаторий.

Северной границей усадьбы служит бывшая подъездная дорога - продолжение дороги, проходящей по дамбе над плотиной. С южной стороны параллельно ей проложена широкая, ведущая к пруду аллея, которая отделяет регулярную часть парка от пейзажной. Территория между ними разделена аллеями меньшей ширины на прямоугольные участки. Обычные для регулярных парков этого времени диагональные тропинки в настоящее время почти не прослеживаются. Перпендикулярно двум поперечным аллеям направлена центральная, идущая с юга на север, ранее замыкавшаяся парковым фасадом усадебного дома. Все аллеи были образованы рядами лип, о чем свидетельствуют единичные старые деревья.

Интересен вклинивающийся в регулярную планировку небольшой ландшафтный участок, расположенный на берегу пруда. Основой его композиции служит вытянутая вдоль пруда поляна длиной более 100 м. Формирующая ее растительность состоит из дуба, липы, сосны (диаметр до 1 м).

В просветах между деревьями открываются виды на пруд и противоположный берег. В северо-восточной части пруда расположен небольшой продолговатый остров. В западной части ландшафтной половины парка вблизи пруда находится березовая роща с поляной, контрастирующая с более темной окружаю щей растительностью из липы, клена, осины, ели, вяза.

Вернуться на главную

Хостинг от uCoz